2. Икона в
Беларуси. Рождение, борьба и победа.
Часть
2. Борьба.
Белорусская
икона, которая завершила своё развитие в XVIII
веке стала эклектичной, отошла от канонов, в ней появилась чувственность,
излишняя эмоциональность. Несмотря на
то, что искусствоведы называли явление белорусской школы самобытным, для
современных иконописцев такая самобытность оставалась лишь констатацией
разложения канонических основ
иконописания.
Каждый мастер хочет иметь перед собой образцы,
по которым будет равняться его работа. Искать их можно было только в музеях.
Никос Ламбудис «Богоматерь Умиления» XV в. (похищена).
Но во времена коммунистического режима веру
вышибали силой, применяя самые жестокие
средства. Чем выше было духовное взросление – тем изощреннее были наказания.
«Коммунисты полностью разорили в
Беларуси православную церковь. Из 1445 дореволюционных церквей летом 1938 года
действовали только две – в Орше и Мозыре. За 1937 и первую половину 1938 года
были арестованы 3247 верующих, в том числе 400 священников и монахов, 5
архиепископов и митрополит. Белорусскую православную автокефальную церковь
объявили шпионско-повстанческой организацией, а всех её священников – врагами
народа. Что до католической церкви, то её разгромили ещё в 20-е годы. По всему
СССР создавались структуры «Союза воинствующих безбожников с целью пропаганды
атеизма». [1]
Иконы
горели в кострах, взрывались вместе с храмами,
из них делали ступеньки лестниц, попирая ногами лики святых. Конечно, в
такой исторический период преследования
веры иконописание не то что не могло развиваться, оно не могло существовать.
Большой временной провал в списках находок научных сотрудников белорусских музеев вполне понятен: эти иконы
погибли или были вывезены за пределы страны. Так же была вывезена и Эфесская,
сначала в Москву, затем - в Петербург, в Русский музей, где провисела в
запасниках в подвале, в не очень
подходящих для неё условиях.
Эфесская
икона Божией Матери XII в. в музее.
В настоящее время святой Образ находится в храме святого
Александра Невского в элитном поселке Княжье озеро, под Москвой. А
для Полоцка была предложена копия - список Эфесской иконы.
Список
Эфесской иконы.
На
фоне этих событий возникает очень много вопросов, связанных с хранением древних
икон в музеях; принадлежности их - то ли государству, то ли церкви;
истинная правомочность принадлежности
иконы Беларуси или России. Кстати, «Голубое Успение» датированное 15 веком,
найденное в Минске – тоже находится в Москве, в Третьяковской Галерее. Эти факты
говорят о том, как Беларусь теряла свои музейные ценности.
«Действие
Соглашения от 14 февраля 1992
г ., закрепившего готовность государств — участников СНГ решать проблемы реституции культурных ценностей, увы,
оказалось непродолжительным и было приостановлено 19 февраля 1992 г .
постановлением Верховного Совета Российской Федерации на ее территории, т. е. через несколько дней после принятия документа. А в 1995 г . Соглашение было
денонсировано Верховным Советом Российской Федерации как не соответствующее
законодательству России».[2]
Икона «Успение Богоматери» XVI в. из соборной
колокольни Минска.
Тем самым, был сделан односторонний отказ России от
исполнения взятых обязательств по сотрудничеству в области возвращения объектов
культурного наследия. Беларусь – единственная страна, где национальных
ценностей на родине меньше, чем за её пределами.
Писатель и историк Владимир Орлов заметил, что в 1997 году в Минске на
Международной конференции по проблемам
реституции было сказано, что «на территории современной Беларуси находится только
1% культурных ценностей. Как утверждают историки, в 1920 – 1930 годы минувшего
столетия из Беларуси было вывезено практически все, что представляло
антикварную ценность. Нужны были деньги на индустриализацию, и белорусские
раритеты уходили с молотка на аукционах Западной Европы. Многое оседало в
музейных коллекциях Москвы и Ленинграда, Самары и Рязани. Ценности,
возвращенные Советской военной администрации странами антигитлеровской
коалиции, зачастую тоже не приезжали на родину, а находили пристанища в музеях
и частных коллекциях, когда-то единой Советской страны».[3]
Икона «Св. Параскева», XVI в.
Латыговский мастер. Рождество Христово. 1740-е гг. |
Шерешовский мастер. Свт. Василий, Григорий, Иоанн XVIII в. |
Богоматерь Одигитрия Смоленская. 1774 г.
Христос Пантократор. XVI в. |
Богоматерь Белыничская. XVII в. Снов. |
Богоматерь "Неувядаемый цвет". XVII в. Бастеновичи. |
Монограммист М.В. Св. Никола. 1751 г. Молодечно. |
В белорусских иконах проявились такие черты как характерность типажа, передача естественных человеческих настроений (плач, радость, печаль) и остро схваченных житейских ситуаций (рождение ребенка, похороны и др.). Но это далеко от иконописного канона.
Богоматерь Умиление "Жировичская". Сер. XVIII в. |
Икона Богоматерь с Младенцем. После 1751 г.
|
Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» XVIII в. |
Задумываясь
над задачами профессионального иконописца, невольно обращаешься к духовной
литературе. Символ цвета, образы, которые говорят словами писания,
композиционный язык. Всё подчиняется правилам,
которые понятны и просты и, можно
сказать, обладают относительной
гибкостью. Есть рамки, за которые заходить нельзя.. Есть канон. Икона является
средством, облегчающим пробуждение духовных чувств.
Но если в иконе нарушен канон, тогда в лучшем случае она становится живописным произведением на религиозную тему, которое пробуждает душевные религиозные чувства. Эти чувства очень важны для человека, который готовится к таинству Крещения, но для последовательного христианина самым важным в жизни является рассудительность, а слишком эмоциональные душевные чувства могут перерасти в страсти, с которыми необходимо вести постоянную борьбу. В связи с этим как в Храме, так и в иконе проявление слишком ярких эмоций недопустимы.
Фрагмент иконы «Сретение» XVII в. Минск. |
Коронование Богоматери. Сер. XVIII в. |
Распятие. кон. XVIII в. |
«В иконе форма так тесно связана с
содержанием, что их невозможно разделить. Внешние изменения древнего канона
влекут за собой изменение внутреннего смысла образа; и наоборот – отпадения от
соборной творческой силы Церкви ведет к секулярному перерождению самих
художественных принципов. Когда современный художник решается что-то
видоизменить во внешнем, он, безусловно, касается внутреннего. При этом степень
радикальности творческой новации может быть разной – от этого и зависит
художественный подход современного мастера».[4]
[1] АНАТОЛИЙ ТАРАС, История имперских отношений. Беларусы и
русские, Минск 2008.
[2] ЭДУАРД КОРОЛЬ,
Проблемы реституции культурных ценностей в рамках сотрудничества стран СНГ,
Журнал международного права и международных отношений 2008 - №4.
[4] Г.Е. ДАВЫДОВА, Понятие
канона в современной иконописи и христианском искусстве. http://www/portal-slovo.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий