суббота, 13 декабря 2014 г.

     3. Икона в Беларуси. Рождение, борьба и победа.
                                                   В.Л. Довнар. Минск.
Часть 3. Создание музея древнебелорусской иконы.
В иконе чувство пространства и формы преодолеваются, прежде всего, характером освещения всех поверхностей. Обычно в живописании освещение строится на едином источнике света: тень и свет в этом случае пробуждают чувство формы, а изменяющаяся к горизонту сила света и цвета пробуждает чувство пространства. Преображенный мир иконы не имеет внешнего источника света, в ней все наполняется внутренним свечением. Фон в ней всегда ровный по цвету и свету, поэтому он исключает иллюзию перспективы и не пробуждает чувства пространства. Слово "фон" переводится с греческого языка как "свет", он символизирует свет духовного мира.   
 
                                        Икона "Богоматерь Остробрамская". XVI в. Вильнюс.



Икона Богоматери "Ченстоховская". IX-XI вв.

     Для того чтобы усилить свечение, икона пишется прозрачными слоями, что позволяет сочетать различные цвета, необходимые для свечения. Наиболее яркие места в иконе покрываются белильными штрихами, которые воспринимаются цельным светящимся пятном. Такие пятна наполняют светом большие цветовые поверхности. Эффект свечения существенно усиливается использованием кристаллических пигментов. Свечение создает представление воздушности и невесомости изображения, что пробуждает чувство его нематериальности и одухотворенности.

                            Икона «Богоматерь Одигитрия», из довоенного фонда.

   Чувство пространства в восприятии окружающего мира у человека развито остро. Если написать икону плакатно, т. е. без форм и объемов, используя свечение, то зритель, тем не менее, стремится домысливать пространство. Для того чтобы исключить это неосознаваемое тяготение, в иконе применяется обратная перспектива. Она открывает молящемуся непривычный пространственный мир, который не пробуждает чувства пространства. В обратной перспективе удаляющиеся предметы увеличиваются в размере, в то время как в реальности, т.е. в прямой перспективе они уменьшаются. [1]
Без этих знаний и без молитвы невозможно создать настоящую икону. Так, вероятнее всего, писал первый иконописец, евангелист Лука.  Стоя на пороге открытия своей новой профессии молодые иконописцы собирали эти мысли по крупицам., потому что прочитать их было негде. Помню книжки самиздатовские – князя Трубецкого, монахини Иулиании о том, как писать иконы. Давали почитать на три дня. И это было счастье. Однако, что-то менялось в нашей жизни.


                               Икона «Богоматерь Одигитрия Минская»  XVI-XIX вв.

     В 1977 году решением Бюро Президиума Академии наук БССР создан Музей древнебелорусской культуры как научный отдел Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР (ИИЭФ). В основу музейного собрания были положены коллекции, собранные за многие годы сотрудниками Института во время искусствоведческих и этнографических экспедиций по всей Беларуси. Он стал научным центром.
            
Музей древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.

      Музей дал возможность проводить научные исследования учёным не только Беларуси, но и других стран, преимущественно тех, исторические судьбы которых в прошлом и в современности соприкасались с белорусскими землями. Его двери всегда открыты и для молодёжи, потому, что именно тут выполняются дипломные работы, проходят практику студенты главных гуманитарных высших учебных заведений нашей страны: Белорусского государственного университета культуры и искусств, Белорусской государственной академии искусств, Белорусского государственного педагогического университета.
     Открытие Центра исследований древнебелорусского искусства при Академии Наук БССР стало событием в республике.  
Экспозиция музея древнебелорусской культуры.
     В  январе 1980 г. В Минске, в национальном музее образован отдел древнебалорусского искусства, его возглавила кандидат искусствоведения Н.Ф. Высоцкая (впоследствии доктор наук, профессор, лауреат Государственной премии БССР). Созданию новой научной структурной единицы предшествовали многочисленные экспедиции Государственного художественного музея БССР по изучению культовых памятников живописи и скульптуры в католических и православных храмах республики. Многие произведения, особенно из храмов, снятых с государственной регистрации, приходилось перевозить в музей и срочно реставрировать, ввиду угрозы их исчезновения.

Св. Илья. 1668 г. Кричев.

      В 70-ти экспедициях (1968–1989 гг.) принимали участие научные сотрудники музея и других учреждений культуры Минска, Москвы, Гродно, Могилева: реставраторы, историки, фотографы. В результате экспедиционной деятельности в музеи республики поступило около 2 тысяч предметов историко-художественного значения.


 
Шерешовский мастер. Св. Петр. XVIII в. 



     Были сформированы фактически новые коллекции белорусской иконописи, деревянной скульптуры, резьбы и декоративно-прикладного искусства. Сотрудниками отдела исследований древнебелорусского искусства проведена огромная работа по инвентаризации культового имущества в действующих храмах. Собран достаточно полный научно-фактологический материал (описания, размеры, фотофиксация) о художественных ценностях, находившихся на тот период в церквах и костелах Беларуси.

                
Собор Архангела Михаила. до 1700 г. Рубель.


Свв. Авраамий и Меркурий Смоленские. XVIII в. Бастеновичи.

              
Богоматерь Умиление.1751 г. Пинск.


Икона «Христос Пантократор». 1767 г., Давид-Городок.
                                        




[1] П.А. ФЛОРЕНСКИЙ, Об обратной перспективе, в кн. Избранные труды по искусству. Иконостас, СПб, 1993. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий